Восстановление бухгалтерского учета

Среди обширного перечня бухгалтерских услуг восстановление бухучета играет особую роль. Почему это столь востребовано? Ведением операций по финансово-хозяйственной и налоговой деятельности организации занимаются преимущественно внутренние кадры – главный бухгалтер и целый ряд его помощников. В данном случае всегда срабатывает человеческий фактор. Иногда ошибки могут быть несущественными, но в некоторых случаях нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета приводят к серьезным последствиям.

Если данные систематически искажались или фальсифицировались, организации понадобится восстановление бухгалтерского учета. Процедура необходима и в тех ситуациях, когда учет операций не велся в течение нескольких отчетных периодов.

Услуги незаменимы при подготовке к проверочным мероприятиям – если база и первичная документация не соответствуют реальным операциям, потребуются комплексные процедуры.

Восстановление бухгалтерского учета – это многоступенчатая программа. Все начинается с аудиторских услуг – привлечение аудитора необходимо для оценки текущего состояния бухгалтерских регистров. В ходе экспресс-аудита выявляется корректность и полнота отраженной бухгалтерской информации, соответствие первичной документации проведенным в базе операциям, порядок взаиморасчетов с контрагентами.

Только аудитор сможет определить формат восстановления бухгалтерского учета. Организации необходимо привлечь независимого эксперта, иначе информация о реальном состоянии дел может быть искажена.

После первой стадии — аудита — будет определен весь масштаб и длительность работ по восстановлению бухгалтерского учета. На данном этапе можно предметно говорить и о стоимости работ.

Ситуации, требующие восстановления бухгалтерского учета, могут быть разными. Основанием служат не только ошибки в базе и длительное неведение бухучета, но и подготовка к крупной сделке, оформление кредитной линии, привлечение инвестиций, реорганизация заказчика. Порядок и содержание восстановительных работ определяется в зависимости от причины обращения организации.

Услуги по восстановлению бухучета также включают:

  • выявление сильных и слабых сторон в учетной политике;
  • доведение до полного соответствия первичной документации и информационной базы;
  • корректировка всех бухгалтерских и налоговых регистров;
  • определение линии по выведению учета из кризиса;
  • уход от финансовых и налоговых рисков;
  • модернизация и оптимизация порядка учета в организации.

Чем меньше участков бухгалтерского учета нужно восстанавливать, тем ниже стоимость работ. Комплекс восстановительных мероприятий определяется в зависимости от отраслевой принадлежности организации, ее финансовых оборотов и текущего состояния бухгалтерских и налоговых регистров.