Об амнистии капиталов
О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов
01 июня 2015 года
08.06.2015 вступает в силу Федеральный закон от 08.06.2015 №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый закон об «амнистии капиталов» физических лиц (далее – Закон).
Закон направлен на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за рубежом, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом РФ к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.
Закон устанавливает порядок, период и основания для добровольного декларирования физическими лицами: – имущества (земельных участков, недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и т.д.), собственниками или фактическими владельцами которого они являются; – контролируемых иностранных компаний, в отношении которых декларанты являются контролирующими лицами; – счетов (вкладов) в банках, в том числе расположенных за рубежом.
Специальная декларация предоставляется в налоговые органы однократно в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года. Законом определены форма специальной декларации и порядок ее заполнения.
Декларант вправе, но не обязан, в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) имущества, указанного в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении такого имущества.
Декларирование освобождает лицо от уголовной, административной и налоговой ответственности в установленных пределах.
В частности, декларант освобождается от уголовной ответственности за:
– уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
– уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. 1, 2 ст. 194 УК РФ); – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
– неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
– сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Декларант освобождается от административной ответственности по ст. 14.1 КоАП, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных актов, в том числе УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 2 Также, в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом взыскание налога не производится, если обязанность по уплате такого налога возникла в результате совершения операций до 1 января 2015 года (ч. 2.1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Вышеуказанные гарантии распространяются также на лиц, которые выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах, участвовавших в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имущества и (или) контролируемых иностранных компаний.
Факт представления декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества.
Факт представления декларации, а также сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, не могут быть использованы в качестве доказательства в рамках уголовного дела, дела об административном и (или) налоговом правонарушении.
Сведения, содержащиеся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, признаются налоговой тайной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Однако, предоставление вышеуказанных гарантий не зависит от факта возврата имущества, сведения о котором содержатся в декларации, на территорию РФ, за исключением случаев, если соответствующее движимое имущество на дату представления декларации находится:
– в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ (Иран, КНДР); и
– в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ.
В настоящее время, перечень таких государств (территорий), которые не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения с РФ еще не утвержден, поэтому налоговые органы будут ориентироваться на Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 №108н.
В указанный перечень включены: Ангилья; Княжество Андорра; Антигуа и Барбуда; Аруба; Содружество Багамы; Королевство Бахрейн; Белиз; Бермуды; БрунейДаруссалам; Республика Вануату; Британские Виргинские острова; Гибралтар; Гренада; Содружество Доминики; КНР: Гонконг и Макао; Союз Коморы: остров Анжуан; Республика Либерия; Княжество Лихтенштейн; Республика Маврикий; Малайзия: остров Лабуан; Мальдивская Республика; Республика Маршалловы Острова; Княжество Монако; Монтсеррат; Республика Науру; Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть); Республика Ниуэ; ОАЭ; Острова Кайман; Острова Кука; Острова Теркс и Кайкос; Республика Палау; Республика Панама; Республика Самоа; Республика Сан-Марино; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); Республика Сейшельские Острова.
Иными словами, вышеуказанные гарантии будут распространяться только на возвращенное на территорию РФ из вышеуказанных офшорных зон движимое имущество.