ул. Ефремова, дом 10, строение 1, корпус 4/8 г. Москва
пн-пт с 10:00 до 19:00

Передача сценария А. Н. Толстого в Музей кино

О передаче в дар Музею кино рукописного сценария А. Н. Толстого.

31.08.2022

Уважаемые друзья!

27 августа, на торжественном открытии Библиотеки киноискусства им. Эйзенштейна Музея кино на Каретном ряду состоялось знаковое событие – наш партнер, юрист и ценитель живописи Андрей Анатольевич Коньков передал в дар музею уникальный рукописный сценарий Алексея Толстого к фильму «Петр Первый», снятому  режиссером Владимиром Петровым в 1937-1938 годах. Раритет привезен из Великобритании. Андрей Анатольевич подчеркнул важность возвращения на родину из заграничных архивов того, что связано с русской культурой, для хранения и изучения. Сценарий А. Н. Толстого будет представлен в постоянной экспозиции Музея кино.

Торжественное открытие вела Директор Музея кино Лариса Баженова.

Среди почётных гостей вечера были: Владимир Мединский – помощник Президента РФ; Дмитрий Давиденко – директор Департамента Кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ; Лариса Солоницына – первый заместитель Председателя союза кинематографистов России; Ольга Галактионова – генеральный директор РОСИЗО; Екатерина Хохлова – Заместитель директора Музея кино, Руководитель Секции библиотека киноискусства.

Также на открытии присутствовали сотрудники музеев, представители СМИ и др.

О событии в СМИ:

Российская газета

InterMedia

РадиоКУЛЬТУРА

О передаче документа с Андреем Анатольевичем поговорила корреспондент МК Светлана Хохрякова (ее материал в МК можно посмотреть по ссылке.)

“- Рукопись попала к вам по родственной линии или это приобретение? 

– Не по родственной линии, к счастью или сожалению. Я приобрел ее в аукционном доме «Кристис». Я увлекаюсь живописью, покупаю картины и вижу, что иногда выставляются документы, связанные с жизнью и творчеством писателей и художников. Сценарий Алексей Толстой лично написал. Вариантов было несколько. Он долго работал, но мало правил себя, судя по рукописи. Мы с большим трудом вывезли ее на родину. Потребовался год на получение всех необходимых разрешений.

– А в чем ваш интерес?

– Такие вещи не должны находиться на Западе. Они должны украшать наши музеи и архивы.  Я сам адвокат и знаю, в чем ценность документа и его истории. Мы  уже передали более 30 писем музею Тургенева. Еще несколько «зависли» в связи с современной ситуацией.  Мы кое-что купили и ждем, когда обстоятельства позволят нам все это  привезти и подарить музею в Спасском-Лутовинове. Есть наследие Зинаиды Гиппиус, но нет в Российской Федерации ни ее музея, ни музея Мережковского. Кому дарить? Удалось приобрести и интересную рукописную биографию писателя Александра Беляева. Таких вещей много. На Западе они столетиями  собирались. Зачем я этим занимаюсь? Коммерческой цели нет. Есть цель экспонирования. Главное, чтобы все эти богатства не валялись на Западе, как это часто происходит. Там картины Репина находятся в запасниках, поскольку по большей части никого не интересуют. Документов у нас  много. Мы обзваниваем музеи, разговариваем с их руководителями. Идея не в том, чтобы они с Запада попали в наши архивы,  а  чтобы экспонировались, изучалось.  Из 33 писем Тургенева, как нам сказали эксперты, как минимум 8  совсем не изучены. Об их существовании даже не знали. Их не было в каталогах”.