ул. Ефремова, дом 10, строение 1, корпус 4/8 г. Москва
пн-пт с 10:00 до 19:00

Есть только КИК между прошлым и будущим

30.08.2021

Как живет транснациональный бизнес в России и за рубежом

Одним из важных событий последнего месяца стала информация о том, что ФНС резко усилила контроль за активами и операциями россиян за рубежом. Практика показывает, что налоговые инспекторы не только фиксируют и принимают уведомления о КИК и налоги в бюджет, но и анализируют полученные данные, обращаются к декларациям за предыдущие периоды. Возросший интерес и ужесточение контроля есть вполне однозначный маркер перехода российской налоговой системы в части трансграничного бизнеса в новую категорию.

С тем, чтобы понять, в какую сторону и главное – как двигаться в современных реалиях, на что ориентироваться, мы бы хотели прежде обратиться к новейшей истории.

Вчера

Реалии бизнеса на постсоветском пространстве открывали предпринимателям как границы и возможности, так и диктовали условия: создание транснациональных компаний было обосновано не только и не сколько причинами экономического характера, но скорее стало этапом развития российского предпринимательства, когда в условиях нечетких правил игры и правовой незащищенности бизнеса перед правоохранительной системой состоятельные люди предпочитали накапливать и хранить свои активы за рубежом.

Как правило собственники предпочитали прямо не участвовать в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но являясь бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании, заключив с номинальными акционерами трастовое соглашение.

К началу первой амнистии капитала в 2015 г. россияне вывели около 75% национального дохода страны (по данным исследований Парижской школы экономики).

Но вот уже седьмой год российские владельцы зарубежных активов существуют в новой налоговой реальности: с 2015 года действуют положения законодательства о контролируемых иностранных компаниях, налогоплательщики прошли 5 отчетных кампаний по уведомлению о КИК и уплате налогов с прибыли КИК. В 2020 году в казну поступило 5,2 млрд рублей от КИК, следует из данных ФНС.

Итоги трех последовательных кампаний по добровольному декларированию активов и счетов, так называемой амнистии капитала, по сути подвели черту под эпохой офшоров. Бизнес отреагировал по-разному: одни отчаянно деофшоризировали свои структуры и, ликвидировав иностранные компании, привели активы на родину, другие раскрыли свое участие и заплатили российские налоги. Третьи, изобретательные, разработали и внедрили решения, которые позволяют не считать иностранные компании контролируемыми. Вместе с тем еще остаются смелые реликты, которые хранят свои структуры в тайне (как им кажется) от налоговых служб.

Бизнесмены подали около 19 000 деклараций на общую сумму имущества около 35 млрд евро (о результатах двух этапов амнистии капиталов рассказал министр финансов Антон Силуанов).

Особо важной вехой нового времени стало присоединение России к Международной конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией: с 2018г ФНС России обменивается информацией в автоматическом режиме с 91 страной о счетах физических лиц и компаний и контролирующих лицах таких компаний.   Многие налогоплательщики были склонны недооценивать возможности автообмена и адекватной обработки данных и попросту не декларировали КИК, если у компании не было прибыли. Однако массовая волна запросов ФНС   в текущем году стала как раз результатом анализа ФНС полученных данных автообмена.

Сегодня

В мире объявлен тренд на социально ответственный бизнес и как следствие – его обеление. Цель – “вывести в свет” незадекларированные доходы физических лиц и корпораций, обложив их налогом.

Не отстает и Россия: на сегодня все, кто хотел и мог, деофшоризировали свои структуры, расчистили холдинги от так называемых полочных компаний, которые массово создавались для различных целей, а иногда и просто про запас.

Однако развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится. Потому раскрывшие информацию о своём участии собственники отчитываются о контролируемых компаниях и уплачивают в России налоги.

Закон об экономическом присутствии (ESA) был принят в Белизе в конце 2018 года и считается вступившим в силу с 1 января 2019 года.

В соответствии с новыми требованиями к хранению бухгалтерской документации на Сейшелах, все IBC, фонды и партнерства с ограниченной ответственностью должны будут до 6 февраля 2022 года обеспечить соблюдение этих требований.

Вместе тем и сами офшоры ужесточают правила работы, и привычные еще вчера низконалоговые или вовсе безналоговые юрисдикции уже сложно назвать офшорами как таковыми: создание компании или дальнейшая деятельность уже существующей практически невозможна без подтверждения реального экономического присутствия на соответствующей территории – самостоятельной экономической целесообразности компании, наличия физического офиса и не номинальных органов управления (substance), без подготовки финансовой отчетности.

Большинство иностранных банков стали гораздо строже проводить идентификацию своих клиентов. Тотальная деофшоризация и деятельность таких международных организаций, например, как ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), введение плана мероприятий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (план BEPS)- привели к тому, что зарегистрировать компанию и открыть корпоративный счёт в иностранном банке для нее без прохождения банковской проверки (комплаенс), стало просто невозможным. Жестче требования и к документальному оформлению операций: в рамках того же комплаенс прохождение платежей с формальным основанием уже не работает, необходимо подробное документальное обоснование и раскрытие информации о контрагентах.

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, Мальтой и Люксембургом, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес компании- резидента Нидерландов, обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%.

 «Правила игры» на поле международного налогообложения существенно изменились в 2021 году после ратификации Россией Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящимся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI): с 1 января автоматически изменились  Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) для 27 стран, СИДН с Кипром, Мальтой и Люксембургом были пересмотрены, установив повышенные ставки для выплаты дивидендов и процентов. Соглашение с Нидерландами было денонсировано.

Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

– не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

-не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

– не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

При этом на фоне как общемирового усиления контроля, так и внутри страны, российским владельцам зарубежного бизнеса подсластили пилюлю, введя налог с фиксированной прибыли КИК – так называемый паушальный налог: согласившись с обязанностью уплаты ежегодного абонемента в размере 5 млн рублей в течение 3 или 5 лет контролирующее лицо получает возможность не отчитываться о фактической прибыли всех имеющихся у него контролируемых иностранных компаний и не уплачивать с этой прибыли налог. Индульгенция при этом, конечно, не полная, и обязанность подавать уведомление о КИК сохраняется (равно как и существенный штраф за неподачу). Уплатить НДФЛ с дивидендов, полученных от КИК, так же придется.

Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

– не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

-не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

– не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

Завтра

Кипр анонсировал реформу налогообложения в рамках борьбы с агрессивными схемами международного налогового планирования. В числе принимаемых мер – введение налога у источника на исходящие выплаты процентов, дивидендов и роялти в отношении ряда юрисдикций.

Вектор дальнейшего движения международного налогообложения – в сторону дальнейшего ужесточения мер контроля и детального анализа операций. Инструменты автоматического обмена налоговой информацией и положения MLI работают в полную силу. Ряд юрисдикций с привычно льготными условиями налогообложения вносят изменения в местное законодательство, вводя обязательную подготовку финансовой отчетности и подачу ее в налоговые органы, устанавливают налог, удерживаемый у источника при выплате дивидендов, процентов, роялти.

В текущих условиях использование транзитных юрисдикций в целях налоговой оптимизации – уже даже не вчера, а позавчерашний день.

Соответствие требованиям MLI, положениям НК РФ проверяется тестированием компании:

  • самостоятельная экономическая целесообразность;
  • наличие деловой цели операций;
  • substance- наличие реального офиса, не номинальное управление.

Применение сквозного подхода при определении фактического получателя дохода.

При этом общемировая тенденция максимальной прозрачности бизнеса и отказа от трансграничных налоговых схем диктуют необходимость новых инструментов регулирования международных финансов. Адекватная реакция завтра на стремительно меняющиеся условия – отказ от транзитных схем в пользу компаний за рубежом в качестве иностранных подразделений российского бизнеса, имеющих самостоятельную экономическую целесообразность.

Создание реального офиса в стране ведения бизнеса, фактическое управление компанией на месте (не номинальные органы управления), организованное силами местных специалистов, либо отправка сотрудников из России – меры, оказывающие существенную поддержку, в непростом деле соответствия требованиям налоговых соглашений в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

Чем мы можем вам помочь

ДСЛ-Сервис и наши партнеры- юридические и бухгалтерские компании в Гонконге, Сингапуре ОАЭ, Катаре, Кипре, Великобритании имеют богатый опыт в решении вопросов бизнеса в России и за рубежом. Мы совместно поможем вам:

  • провести анализ ваших действующих структур, протестируем корпоративную структуру, договоры и проводимые операции на соответствие требованиям как международного, так и российского налогового контроля;
  • выявим слабые места и возможные риски как для компании, так и для контролирующего лица;
  • вместе мы рассмотрим возможную реструктуризацию текущей структуры, рассмотрим налоговую эффективность оптимальной транснациональной структуры, удовлетворяющую потребностям бизнеса и соответствующую нормам международного налогообложения;
  • откроем физический офис иностранного подразделения вашей структуры, организуем подбор местных сотрудников или организуем рабочие места для российских;
  • подготовим финансовую отчётность компании в соответствии с международными и национальными стандартами финансовой отчетности и организуем аудит;
  • рассчитаем прибыль КИК с учетом норм российского налогового законодательства и подготовим уведомление о КИК.