Соглашение с Кипром.
13.10.2020
Как мы ранее сообщали, в августе Россия и Кипр парафировали Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения (СИДН). Этому предшествовало письмо российского Минфина в адрес кипрского Минфина о пересмотре действующего СИДН[1].
Минфин РФ предложил изложить положения о дивидендах в новой редакции, предусмотрев налогообложение дивидендов и процентов по ставке не более 15% в стране-источнике дохода, исключив возможность применения пониженных налоговых ставок.
Стороны провели переговоры в отношении субъектов, в отношении которых льготы могут быть сохранены. В результате льготная ставка налога по дивидендам (5%) сохранится для отдельных категорий получателей дохода (см. Протокол[2]). Так, данная ставка будет применяться, если бенефициарным собственником доходов является одно из следующих лиц:
- Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
- Центральный Банк, или
- страховое учреждение или пенсионный фонд, или
- компания, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже (если (i) в свободном обращении находится не менее 15% акций компании, (ii) доля участия такой компании в компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 15%, (iii) срок владения – не менее года).
Говоря о налогообложении процентного дохода, то освобождение сохранится, во-первых, для банков, правительственных подразделений, страховых и пенсионных учреждений, во-вторых, для доходов, выплачиваемым по некоторым ценным бумагам, размещаемым на зарегистрированной фондовой бирже (государственные и корпоративные облигации, евроооблигации).
Льгота (5%) в случае выплаты процентов по займам, выданным публичной компанией, может быть применена, если такая публичная компания имеет фактическое право на такие проценты.
Статус иностранной публичной компании позволяет использовать дополнительные налоговые преимущества. Например, подтверждение фактического права на доход в упрощенном порядке[3], а также освобождение от налогообложения прибыли КИК. Отметим, что условия участия в такой публичной компании отличаются от условий, установленных СИДН.
Предполагается, новые правила СИДН вступят в силу с 01.01.2021.
Комментарий ДСЛ-Сервис
Таким образом, СИДН между Россией и Кипром сохраняется и будет действовать в новой редакции. Не все выплаты подпадут под влияние новых условий СИДН о повышенной ставке налога на доходы у источника. Следует проанализировать, каким образом действующие бизнес единицы групп компаний могут сохранить за собой льготы, как можно изменить их взаимосвязи между собой. Также обратить внимание необходимо и на сквозной подход в цепочках с кипрскими компаниями (признание физического лица, а не промежуточных компаний фактическим получателем дохода).
Вместе с тем, возможна и другая опция, например, использование компании, переведенной в специальные административные районы (САР).
Помощь ДСЛ-Сервис
ДСЛ-Сервис всегда рада поделиться дополнительной информацией с Вами, оценить для Ваших структур влияние новых изменений на предпринимательскую деятельность, разработать стратегии по управлению последствиями от изменений.
ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Недавней новостью стало утверждение Минфином России Порядка представления и рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в соответствии с СИДН, вступающего в силу с 11.10.2020. Порядок дополнил Руководство[4], изданное годом ранее.
Напомним, что институт взаимосогласительных процедур появился в российском налоговом законодательстве в 2019 году (глава 23 НК РФ), как мера в рамках реализации плана BEPS (план борьбы с размыванием налоговой базы и выводом доходов из-под налогообложения). Он направлен на создание механизма разрешения споров и нарушений в результате действий налоговых органов, позволяя избегать двойное налогообложение международных сделок, дает компаниями возможность урегулировать обязательства по уплате налогов на территории той страны, на которой выявлен факт двойного налогообложения. Основаниями начала взаимосогласительных процедур является урегулирование по трансфертному ценообразованию (ТЦО), по прибыли постоянного представительства, удержание налога у источника по завышенной ставке, двойное налогообложение (например, если не определен вопрос о налоговом резидентстве).
Так, изданный Порядок урегулировал процедуры обращения в Минфин и рассмотрения заявлений.
В Порядке приводится примерный перечень документов (в т.ч. позиция лица со ссылками на факты, обстоятельства, а также на то, «в чем выражается несоответствие положениям международного Договора порядка налогообложения в Российской Федерации и (или) за рубежом», материалы налоговой проверки и «подробные сведения о любом досудебном или судебном обжаловании, и о любых решениях по рассматриваемому делу в Российской Федерации или за рубежом»).
Также устанавливается срок давности обращения с заявлением о проведении процедуры – 3 года со дня вручения акта налоговой проверки, мотивированного мнения в рамках налогового мониторинга или решения иностранного налогового органа, который, по мнению налогоплательщика, приводит к двойному налогообложению.
Заявление рассматривается в результате решения Минфина о проведении взаимосогласительной процедуры в течение 90 дней с момента представления заявления налогоплательщика и документов.
Комментарий ДСЛ-Сервис
Несмотря на ожидания и попытки прояснить порядок проведения взаимосогласительной процедуры, новоявленный документ не урегулировал очень важные вопросы, такие как применение процедуры к трансфертному ценообразованию, возможность приостановки взыскания налогов до завершения процедуры, порядок исполнения решения налогового органа по результатам процедуры, и права налогоплательщика в связи с участием в процедуре.
Вместе с тем, за год существования в российском налоговом законодательстве процедура неоднократно использовалась налогоплательщиками. Обращение за процедурой возможно, даже если налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в досудебном и судебном порядках.
Помощь ДСЛ-Сервис
Специалисты ДСЛ-Сервис готовы помочь в подготовке к проведению взаимосогласительной процедуры, оценить необходимость использования этой процедуры в вашем случае, участвовать в переговорах с консультантами, подготовить для консультантов документы, подтверждающие нарушении СИДН со стороны российских налоговых органов, представлять интересы компании на всех этапах процедуры.
[1] См. https://dslservice.ru/2020/08/10/izmeneniya-v-nalogovyh-soglasheniyah-mezhdu-rossiej-kiprom-i-drugimi/
[2] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009040004?index=1&rangeSize=1
[3] https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8294044/
[4]https://m.minfin.gov.ru/ru/document/?id_38=126601-rukovodstvo_po_provedeniyu_vzaimosoglasitelnoi_protsedury__guidance_on_mutual_agreement_procedure
Скачайте публикацию «Новости международного налогообложения» в формате PDF
Скачать PDF