Изменения в налоговых соглашениях
10 августа 2020 года
В результате переговоров с представителями российской делегации в Никосии 10 августа Республика Кипр анонсировала свое согласие на внесение предложенных Москвой изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения[1] в отношении налогов на доходы и капитал 1998 года.
В развитие поручений Президента России о мерах экономического характера в связи с пандемией коронавируса 25 марта 2010 года, Минфин России приступил к переговорам по изменению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Как сообщает Минфин, доходы в бюджет, полученные в результате изменения Соглашения, будут направлены на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным.
Также стоит заметить, что международные группы компаний продолжают выстраивать владение через «налоговые гавани» (низконалоговые юрисдикции), что приводит к выводу доходов из России, несмотря на усилия правительств многих стран, направленные на борьбу с размыванием налогооблагаемой базы и перераспределением прибыли.
За время действия Соглашения кипрской юрисдикцией воспользовались многие граждане и компании из России. Привлекательность условий Соглашения заключалась в том, что ставка при выплате дивидендов на Кипр снижалась до 5 или 10 %, а выплата процентов по займам вовсе освобождалась от налога.
Предложенные российской стороной изменения связаны с:
– закреплением ставки налога на дивиденды, взимаемого у источника выплат, на уровне 15%. Таким образом, ставка идентична ставке налога у источника, что применяется к выплатам дивидендов в соответствии с НК РФ. В настоящее же время ставки по СИДН являются прогрессивными (от 5 до 10% в зависимости от критериев инвестиций);
– закреплением ставки налога на доход у источника в виде процентов по трансграничным платежам на том же уровне 15%. Сегодня такие платежи освобождаются от налогообложения у источника.
Ранее предполагалось, что увеличение ставок налога у источника будет применяться только к недобросовестным структурам, созданным с целью умышленного уклонения от уплаты налогов, критерии которых будут определены законодательно. Но предложенные меры оказались не столь ограниченными. В результате стоит ожидать повышения ставки налога как к прямым платежам в холдинговые структуры на Кипре, так и к косвенным (транзитным) платежам через иные страны с целью освоения денежных средств на Кипре (в компании, имеющие фактическое право на доход).
Ранее первый этап переговоров, не принесший результата для Москвы, завершился объявлением о начале процедуры по внесению в Государственную Думу федерального закона о денонсации.
Несмотря на то, что эта статья готовилась еще до объявления согласия кипрской стороной с предложениями Москвы, приведенный анализ актуален, поскольку переговоры с другими государствами еще предстоят.
Риски
Если с расторжением Россией соглашения в одностороннем порядке новое соглашение подписано не будет, то, например, международные выплаты дивидендов будут облагаться у источника по ставке 15%, а другие выплаты (процентам, роялти и т. д.), подлежащие налогообложению у источника в России, будут облагаться налогом по ставке 20 %. При этом условия, обязывающие Кипр (читай также – Мальту, Люксембург и другие) учитывать уплаченный в России налог, исчезнут, то есть удержанный налог не сможет быть принят к вычету на Кипре из той суммы налога, которая рассчитывается по кипрскому закону.
Большей сложностью в отсутствие соглашения станет двойное налогообложение. К этому же добавятся возможные различия в подходах и критериях определения резидентства (различия в количестве дней пребывания, различия в определении источника и другие). В этой связи бизнесу придется кардинально пересматривать свою международную структуру.
Автоматический обмен налоговой информацией между Россией и Кипром с расторжением соглашения, как видится, сохранится, но уже в силу того, что обе страны являются участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (заключена в г. Страсбурге 25.01.1988), регулирующей среди прочего вопросы обмена информацией и помощи в сборе налогов.
Как в других юрисдикциях
С большой вероятностью аналогичные мероприятия будут вскоре приниматься в отношении соглашений с Нидерландами, Мальтой или Люксембургом, поскольку эти страны так же предлагают благоприятный режим налогообложения.
Изменение соглашений с этими юрисдикциями, определенно, заставит бизнес менять действующую структуру владения компаниями, в частности ликвидировать промежуточные компании, не ведущие реальную хозяйственную деятельность.
Поэтому надеемся, что привычные юрисдикции для ведения международной деятельности не станут костью в горле, а власти обеих стран смогут урегулировать вопрос налогообложения международных доходов на взаимовыгодных началах, не создавая правовых коллизий, которые могут дорого обойтись как бизнесу (рост налогового бремени), так и государству (снижение объема инвестиций).
Влияние изменений на международные группы компаний
Грядущие изменения заставляют переосмыслить целесообразность содержания иностранных компаний в группах международного бизнеса с участием российских, кипрских, люксембургских и некоторых других структур, а также эффективность налоговой нагрузки. Ситуация ставит для бизнеса вопрос о необходимости анализировать практикуемые методы налоговой экономии.
Не исключено, что вносимые изменения будут способствовать деофшоризации иностранных компаний, упрощая структуру владения международных групп, а также переезд сотрудников в Россию. Еще одним плюсом можно рассмотреть снижение риска потенциальных фискальных издержек, а также редомициляцию компаний в специальные административные районы РФ.
Сказанное может не иметь отношения к владельцам компаний, развивающихся или давно ставших международными корпоративными группами, имеющими российские активы и присутствующие в низконалоговых юрисдикциях с транспарентной системой права и отчетности.
Варианты действий
С вступлением в силу изменений в СИДН с 2021 г. налоговая нагрузка при совершении внутригрупповых операций (сделок) с использованием иностранных компаний возрастет, даже если вся деятельность ведется в полном соответствии с требованиями о реальном экономическом присутствии в других странах.
Готовясь к началу 2021 года, международные группы компании окажутся перед выбором оптимального варианта налогообложения. Необходимо будет провести анализ целесообразности сохранять зарубежные юридические лица, переводить активы в РФ, оценить готовность к применению ставки налогообложения 15% к выплате дивидендов из России за рубеж. В новой реальности придется учитывать и политические риски редомициляции в РФ.
В ближайшее полугодие важно внимательно и оперативно рассмотреть целесообразность присутствия и налоговые последствия иностранных юрисдикциях, в том числе где ведется реальная предпринимательская деятельность, и принять меры к адаптации под новые условия.
Компания ДСЛ-Сервис будет держать вас в курсе новостей и готова проконсультировать по вопросам структурирования владения международных холдингов.
[1] Соглашение об избежании двойного налогообложения (сокр. СИДН) — это соглашение между двумя государствами, цель которого состоит в устранении двойного налогообложения в результате применения внутренних законов двух государств.