Раскрытие информации о бенефициарных владельцах
О введении обязанности юридических лиц по установлению и раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах в Российской Федерации
01 декабря 2016 года
21 декабря 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон).
Указанный Закон вносит изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ и КоАП РФ и устанавливает обязанность действующих на территории России юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах, идентифицировать их, обновлять и хранить информацию о бенефициарных владельцах, а также представлять указанную информацию по запросу ФСФМ России, налоговых органов или иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ.
Данная новелла распространяется на все юридические лица, действующие в Российской Федерации, за исключением:
- государственных корпораций,
- юридических лиц, доля участия Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50 %,
- эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- иностранных юридических лиц, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России.
Законом вводятся следующие обязанности юридических лиц:
- Располагать информацией о своих бенефициарах и принимать обоснованные и доступные в сложившейся ситуации меры по установлению такой информации;
- Регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать её;
- Хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о мерах, предпринятых для её установления, в течение 5 лет;
- Представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению такой информации по запросу ФСФМ, налоговых органов или иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ.
- Раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах в отчетности в случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством.
Необходимо отметить, что под бенефициарным владельцем для целей рассматриваемой нормы понимается «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия».
В информацию о бенефициарных владельцах в соответствии с Законом включаются:
- фамилия, имя и отчество (если применимо),
- гражданство, дата рождения,
- реквизиты документа, удостоверяющего личность,
- данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации,
- адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,
- ИНН (при его наличии).
Для исполнения вышеуказанных обязанностей Закон наделяет юридическое лицо правом запрашивать информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей, участников, а также лиц, контролирующих его иным способом.
Законом установлена и корреспондирующая данному праву обязанность юридических и физических лиц, являющихся учредителями, участниками юридического лица, а также контролирующих его иным способом, представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Также Законом установлено, что передача такой информации не является нарушением законодательства о персональных данных.
С практической точки зрения важно отметить, что указанная норма будет действовать только в отношении участников (учредителей), находящихся в России. Однако вопрос о том, как следует поступать, если участник (учредитель) – иностранное лицо, на которого данная обязанность не распространяется, а запрос информации о бенефициарном владельце был им проигнорирован, очевидно, будет урегулирован только с появлением судебной практики. Сейчас, тем не менее, представляется целесообразным располагать письменным подтверждением факта отправки учредителю соответствующего запроса и его содержания.
Ещё один важный для исполнения новых законодательных требований вопрос связан с тем, что Закон вводит обязательное документальное подтверждение полученной информации. При этом не раскрывается, будет ли достаточным для подтверждения полученных сведений, например, письменный ответ учредителя на запрос информации о бенефициарном владельце, или необходимо получение выписки из ЕГРЮЛ. До формирования практики по данной норме можно предложить организацию регулярного (не реже одного раза в год) получения и хранения выписок из ЕГРЮЛ в отношении как самого юридического лица, так и его участников – юридических лиц, в электронной форме, что является бесплатным и не потребует от организации значительных трудозатрат.
В соответствии с Законом порядок и сроки представления юридическими лицами по запросам уполномоченных государственных органов информации о своих бенефициарных владельцах, а также о мерах, принятых для установления сведений о них, будут определены Правительством Российской Федерации. На сегодня данные акты ещё не были приняты.
Законом были внесены изменения в КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах; по представлению указанной информации, либо сведений о мерах, принятых по установлению такой информации по запросу ФСФМ России, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Штраф за такие правонарушения составит от 30 000 до 40 000 рублей для должностных лиц и от 100 000 до 500 000 рублей для юридических лиц.